вот согласна по поводу лени Рубрика #odoanswers — ваши вопросы и мои ответы. Свой вопрос можно написать сюда: https://forms.gle/GKLsqycorQfbzjwp8.
❓Тамара! А напишите - про ЛЕНЬ? Как себя заставить делать нечто нужное, но скучное и тягостное? Желательно какой-то другой способ мотивации, кроме как "п*здить себя палкой по три раза в день"?
Ой, одна из моих любимых тем.
Знаете, у меня был знакомый, который на любой невинный вопрос, например, «как дела?», приосанивался, совершенно киношным образом говорил «как хорошо, что ты спросил!» и начинал личное стендап-шоу часа на полтора.
Так вот. Как хорошо, что вы спросили.
Лень – это страшный монстр из-под кровати, это разрушитель надежд, чаяний и стремлений. Это демон, разрушивший не одну жизнь и вообще крайне инфернальное существо. Прямую ее связь с хтоническими сущностями темного пантеона доказывает хотя бы то, что её не существует.
Лень – это такой барабашка, на которого вешают вину за все проебанные ключи и поломанные чашки. И вроде все взрослые люди, все понимают, что у разбитой вазочки и запропастившегося важного документа есть вполне рациональное объяснение. Но нет-нет, да припомнят домового.
В лень же люди верят прям серьезно. И совершенно серьезно пытаются с ней бороться.
Вы на домовенка Кузю военный поход, когда последний раз видели? А вот на лень собирают бойцов регулярно. Инстаграм-марафоны, блин, проводят.
Я достаточно хреново разбираюсь в фантазийных мирах и регулярно путаю Средиземье со Средиземноморьем, поэтому отвечать на вопрос, как победить волшебное чудовище, – это не в моей компетенции. К тому же любой, кто его задает, обычно имеет ввиду другое. «Почему, блин, я не делаю того, что должен делать?»
Тут все просто. Вы не делаете того, что должны делать, по одной из трех причин. Вы или не хотите, или не можете, или вашу душу сожрали дементоры (опять эта демонология, куда ж без нее).
Можно повторять себе хоть до посинения: «я хочу учить язык». Но если это неправда – то себя наебать все равно не получится. Не хотите вы его учить. Вы его хотите волшебным образом знать. Чтобы как Нео в матрице лечь на кресло с проводами и загрузить всё единым пакетом.
Если вы хотите язык именно учить – то вам не нужно себя заставлять. Вам это интересно и любопытно. Вы наоборот ищете поводы лишние полчасика проторчать на каком-нибудь тематическом сайте или почитать что-нибудь такое. Помните, как в старшей школе фанатели по певцам и музыкантам? Как могли оббегать полгорода, чтобы купить журнал, в котором будет какая-то новая подробность о жизни звезд? Разве вам нужно было себя заставлять учить наизусть тексты песен и очередность альбомов? Вот примерно так выглядит «хочу знать». Остальное – булшит.
Как выглядит «хочу заниматься спортом»? Это когда ты ищешь возможность побегать, потанцевать или изогнуться в какую-то кракозябру. Потому что надо. Потому что тело зудит как от укуса комара. Вот так выглядит «хочу спорт». Остальное – «Морфеус, загрузи мне программу "кубики" и "трахаться с классными девулями"».
Если вы чего-то правда хотите, вы ищите способы этим заниматься и, желательно, нон-стоп. Как эти сумасшедшие женщины с сайтов рукодельниц, каждая из которых кружком обвязала землю по экватору восемь с половиной раз. А попробуйте заставить кого-то, кому это не интересно, связать хотя бы шарфик. Дедлайны ему выставьте. Ругайтесь, предлагайте награды за определенное количество рядов или бейте по рукам за невыполнение плана. Как быстро будет продвигаться работа? Как сильно он будет доволен жизнью? По каким интересным адресам он будет вас посылать на протяжении всего времени пытки?
Так что, родные. Если вы чего-то не делаете, то, скорее всего, вы этого не хотите. Бросайте к чертовой матери этот мазохизм и находите что-то по душе.
Вторая причина – вы не можете. Это случается реже, но случается.
Нет зверя страшнее, чем человек, которому чего-то НАДО. Он перевернет каждый камень, он заберется на каждую гору, он задолбает вообще всех. Но бывает так, что и он терпит фиаско.
Например, вы не можете ни черта делать, потому что у вас нет сил.
Вы работаете на трех работах, у вас дети, у вас токсичные родственники, у вас машина, которая опять сломалась, у вас собака, с которой надо гулять в пять утра. В этом случае пинать себя по почкам с воплями «И почему ты, дура такая, не пляшешь ирландские народные танцы» несколько непродуктивно. Тут скорее было бы классно задать вопрос «на хрена я вообще так живу и как я сюда попала». И искать выход из той жизни, в которой нету вас. Не в смысле выпиливаться, а в смысле подумать, что, может, если машину продать, то можно не на трех работах, а на двух работать, а в общественном транспорте не так уж и плохо. Что с собакой может муж погулять и в появлении детей он тоже принимал участие, так что пусть заодно и их погуляет. Что можно чуточку тут подпилить, чуточку там перестроить и глядишь – уже и дышать можно. А если дышать для вас – это плясать ирландские народные, то смотрите-ка кто побежал за новыми туфлями.
Или, например, вы можете болеть. Остро или хронически. Телом или душой. Если у вас острая болячка, вы лежите с температурой или у вас депрессивная фаза – то отъебитесь, бога ради, от себя. Дайте себе отдохнуть вообще от всего, лежите смотрите сериальчики, приходите в себя. Сколько надо, столько и приходите.
Если у вас что-то хроническое, то тут уж в обнимку с квалифицированным специалистом нужно аккуратно подстраивать свои активности под свое состояние, а себя под активности. Да, упираться в ограничения обидно, но что поделаешь.
Третья причина – вас съели дементоры.
Это россыпь всевозможных зависимостей от героиновой до любовной. Вот вы будете приебываться к торчку из подвала насчет того, почему он не бежит бостонский марафон? Не? А к себе, погрязшей в деструктивных отношениях, почему приебались по поводу сраного этого Питона?
Не суть важно, чем вы там глушитесь: водкой или игрушками на телефоне, кокаином или покером. Если у вас есть зависимость, она жрет вас без остатка. Она отбирает у вас время, деньги, внимание и любой интерес к жизни. Она говорит: «есть только я, всё остальное – короткие ненужные перерывы между нашими встречами».
Причем если хим. зависимых еще как-то видно — ну сложно не насторожиться, когда твой друг месяц не выходит из запоя или ты находишь россыпь боянов у коллеги в офисном столе (я как-то раз реально такое видела) — то другие зависимости бывает не так просто распознать. У нас вообще во многих слоях общества созависимость именуется «правильным родительством», а зависимость любовная «сложной романтической историей». А то, что от человека ни хрена не остается потом живого – это так, мелочи. Вон как себя запустил, ленится, наверное.
Что же касается вопроса о том, как быть, если ради выживания необходимо заставлять себя заниматься чем-то таким, от чего воротит и чего невозможно избежать, то тут мне нечего сказать, потому что все уже давно сказал Хаксли:
«Поскольку наша цивилизация такова, какова она есть, тебе придётся восемь часов в сутки быть чем-то средним между кретином и швейной машиной. Без сомнения, это очень неприятно. Это унизительно и гнусно. Но ничего не поделаешь, тебе придётся жить так; иначе весь наш мир рассыплется на кусочки и все мы подохнем с голоду. Делай свою работу как идиот и машина, а в часы досуга будь настоящим цельным человеком — мужчиной или женщиной. Не смешивай эти две жизни, пусть кингстоны между ними будут всегда закрыты. Настоящая жизнь — это та, когда в часы досуга ты являешься подлинным живым человеком. Остальное — это грязная работа, которую так или иначе приходится выполнять. Но никогда не забывай, что это грязная работа и что она не имеет решительно никакого смысла, решительно никакого отношения к настоящей человеческой жизни: она нужна только для того, чтобы ты был сытым и общество не разрушалось. Не давай обманывать себя лицемерным мошенникам, твердящим о святости труда и о христианском долге, который дельцы выполняют по отношению к своим ближним: все это ложь. Твоя работа — грязное, гнусное дело, которое тебе приходится выполнять только потому, что твои предки были безумцами. Они нагромоздили груду мусора, и тебе нужно сровнять её с землёй, чтобы не задохнуться в её зловонии; тебе нужно рыть и рыть, чтобы откопать драгоценную жизнь, проклиная память маньяков, оставивших тебе в наследство эту грязную работу. Но не старайся подбодрить себя, воображая, будто эта гнусная механическая работа благородна: она не благородна. А если ты будешь говорить и верить, что она благородна, ты унизишь своё человеческое достоинство до уровня этой грязной работы. Если ты поверишь в святость труда и в то, что дельцы выполняют свой долг, ты будешь механизированным идиотом все двадцать четыре часа в сутки. Признай, что работа грязна, зажми нос и выполняй её в течение восьми часов, а в часы досуга старайся быть настоящим человеком. Настоящим полноценным человеком. Не читателем газет, не поклонником джаза, не радиолюбителем. Капиталисты, доставляющие массам стандартные развлечения, изо всех сил стараются сделать так, чтобы ты и в часы досуга оставался тем же механизированным болваном, каким ты бываешь в часы труда. Не позволяй им это делать. Старайся быть человеком».